![]() |
heninen.net | English | Suomi | |
| с 1997 года | Текстовый поиск Фото-, видео- и аудиопоиск | Новое на сайте Этот день в истории | |
"В особенности должен быть разрушен город Сердоболь…" |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
| Планами советского командования, составленными перед началом Зимней войны 1939-1940 годов, предполагалось избегать бомбардировок населенных пунктов, промышленных предприятий и мостов. Исходили из того, что нет смысла разрушать то, что скоро будет советским, а также из желательности обеспечить поддержку "освободительного похода" со стороны трудящихся Финляндии. Это нашло свое отражение в ноябрьской оперативной директиве народного комиссара обороны маршала Советского Союза К.Ворошилова: |
Почти в такой же формулировке указание было повторено в изданных несколькими днями позже приказах командующих армиями вторжения. Еще более жестко об этом говорилось в директиве К.Ворошилова, выданной через несколько дней после беспорядочной бомбардировки жилых кварталов Хельсинки 30 ноября 1939 года, вызвавшей нежелательную международную реакцию:
В начале декабря была образована Ставка главного командования Красной армии в составе: главнокомандующего маршала Советского Союза К.Ворошилова, народного комиссара военно-морского флота флагмана флота 2-го ранга Н.Кузнецова, начальника генерального штаба командарма 1-го ранга Б.Шапошникова и члена главного военного совета Красной армии И.Сталина. Поскольку характер начавшейся войны оказался совсем не таким, как предполагалось, одним из первых своих распоряжений (за подписями К.Ворошилова, И.Сталина и Б.Шапошникова) Ставка предписала:
Первый воздушный налет на Сортавала состоялся 20 декабря, следующий – 25 декабря. Официально речь шла пока только о железнодорожных узлах, но логика войны не позволяла останавливаться на полдороги. Директивой Ставки (за теми же подписями) от 1 января 1940 года приказывалось:
|
![]() |
| С 5 января 1940 Ставка перешла на новый порядок выдачи распоряжений – вместо подписей ее членов директивы начали выдаваться за безличной подписью "Ставка главного военного совета". Состав остался прежним – К.Ворошилов, Н.Кузнецов, Б.Шапошников, И.Сталин – исчезла только личная ответственность за приказы. 21 января 1940 года в директиве "О мерах по устранению недостатков в руководстве боевыми действиями авиации", выданной начальнику военно-воздушных сил 8-й армии, говорилось следующее: Ставка считает, что авиация 8-й армии используется позорно, хуже, чем в других армиях, плохо руководится и не дает в работе того, что она обязана дать при своем подавляющем превосходстве над аваисилами противника. Ставка категорически приказывает временно разбить авиацию на две группы: одна, которая непосредственно содействует войскам действиями бомбардировщиков, главным образом мелкими бомбами и штурмовыми действиями истребителей, и вторая, которая должна действовать по тыловым объектам, данным армии, в особенности должен быть разрушен город Сердоболь, разрушены базы противника на островах Мантсисаари, Лункулансаари и Валаам и потоплены катера противника, пытающиеся обстреливать берега в расположении наших частей. Ставка категорически требует изменить работу авиации 8-й армии, потребовать от нее мощных ударов для содействия своим войскам и по разгрому тыла противника, и не работать так позорно, как работала до сих пор. Об исполнении доносить ежедневно.
Первый доклад поступил в Ставку уже 22 января, когда был совершен очередной воздушный налет на Сортавала, однако фактическим днем выполнения приказа стало 2 февраля, когда около 150 самолетов 15-й скоростной бомбардировочной бригады (командир – подполковник И.Пятюхин) произвели катастрофические разрушения в центральной части города. Оперативная сводка штаба ленинградского военного округа за 2 февраля 1940 года гласила:
|
В эти дни в Сортавала оказался корреспондент американского журнала ЛАЙФ Карл Майданс, которого упорно называют в русской транскрипции "Мидансом".
Я публиковал фотографии, сделанные им, не раз и не два. Делаю это практически кажды год. Они незабываемы. Я рассказывал о том, как финские архивариусы ошиблись в датировке его пребывания в Сортавала, написав, что он был в Сортавала декабре 1939 года.
Скоре всего не был.
Он посетил город на всего несколько дней один раз, возможно, приехал ещё первого февраля 1940 года, потому что есть снимок с надписью "На карельском мосту за день до разрушительной бомбёжки", но снимал основную часть карточек именно 2 и 3 февраля.
Потом он, если не ошибаюсь, поедет в Выборг.
Я писал о его снимках сразу же после того, как нашёл их в архиве журнала Лайф ещё в октябре 2009 года в своём альтернативном журнале "Сортавалец"
http://sortavaletz.livejournal.com/2260.html
где рассказывал и о биографии этого известнейшего в мире фотографа, умершего в возрасте 97 лет, в 2004 году.
В самом журнале было опубликовано всего несколько фотографий, вот в этом номере от 11 марта 1940 года.

Подписи будут не под всеми фотографиями, многие из них однотипны, там где они различаются, я перевёл с английского. Очевидно, Карл их сделал сам. Наверняка есть фактические неточности, я старался переводить дословно, как написано у фоторепортёра.
Молодые парни, служащие в подразделениях гражданской обороны, замещающие мужчин, ушедших на фронт.
На фоне гостиницы "Сеурахуоне", потом Дом Офицеров, сюда мы ходили в кино, на танцы. В мужском туалете стояли писсуары с надписью "Made in USA". Та же самая надпись читалась и на т рубах, служивших долгое время ограждением школы, в которой я учился.

Солдаты, стоящие у санитарного поезда, ожидающие сигнала отбоя после налёта русской авиации

Раненый русский солдат, ожидающий отправки в госпиталь.

Раненые русские солдаты ожидают отправки в госпиталь.

Оболочки противовоздушных снарядов, собираются после бомбовой атаки.

Намного больше снимков тут:
(1) Карл Майданс. Сортавала. 1-2-3 февраля 1940 г.: montrealex — ЖЖ (livejournal.com)







