
Японцы захватили первенство в 35мм фотографии начиная с 1960х годов, вводя одно улучшение за другим. Всё началось с эквивалента «большого взрыва» в фотографии, которым стал Nikon F, рекламировавшийся как камера для профессионалов начиная с марта 1959 года. Это была первая зеркалка с претензией на соперничество с великолепными немецкими камерами, главенствовавшими жо этого на рынке. В аппарате были сняты все проблемы предыдущих камер типа зависания зеркала, ручная установка диафрагмы и ограниченный набор линз. аппарат предлагал сменные фокусировочные экраны и кассету с плёнкой на 250 кадров. Видоискатель был настолько хорош, что один профессионал сказал, что это была его первая камера, через которую он мог видеть снимаемый объект.
Nikon F. 1959. Nippon Kogaku K.K., Токио.

Вполне может быть, что никакая другая камера не представляла собой журнализм 1960х, как это делала вездесущая Никон Ф, покрывавшая практически все события тех дней. К этому времени многие профессиональные фотографы уже рассматривали дальномерные 35мм камеры как немного старомодные, и вступление Никона в эту сферу очень быстро показало все преимущества продвинутых зеркалок. Не то чтобы аппарат был первой камерой, пришедшей из Японии, ведь на рынке уже присутствовали другие японские аппараты, но этот прибор быстро стал «той самой» 35мм камерой. Nikon F можно было рекомендовать по многим параметрам, но то, что на самом деле продавало его, так это знаменитая надёжность и крепость конструкции. Эти качества положили начало возрождению солидной репутации японских производителей фотоаппаратов, несколько пострадавшей из-за выпуска недоброкачественной продукции. Описывая жёсткую конструкцию аппарата, знаменитый специалист по починке камер охарактеризовал Никон Ф как «хоккейную шайбу». Аппарат стоил при появлении на рынке 330 долларов. Что-что, а дешевым не был ни один Никон и явился первой зеркальной 35мм камерой от Никон Когаку. Он продавался наряду с дальномерным Никоном СП, своим предком, у которого было взято примерно 40% частей. Но Никон стал не только камерой, а целой системой совместимых элементов, которые со временем составили настоящий рог изобилия сопутствующих элементов. Объективы ранжировались от 6 до 2000мм по фокусному расстоянию, имелись моторы для перемотки плёнки, взаимозаменяемые видоискатели и визиры, меха для макросъёмки, вспышки и, когда требовалось выполнить какую – либо специальную задачу, то объектив конструировался под неё. Поток аксессуаров был настолько постоянен, что в 1971 году Никон выпустил слоган – «не существует самой современной фотографии, выполненной системой Никон».
Nikon F2. 1971. Nippon Kogaku K.K., Токио.

Аппарат позиционировался как «эволюционная система». Он представлял собой усовершенствованный достопочтенный Nikon F от 1959 года и внешне был похож на своего предшественника. Осознавая тот факт, что они работают в основном для профессионалов, компания продолжала подчёркивать свою системную концепцию. Все предыдущие объективы годились и для новой тушки, а все аксессуары позволяли фотографу достичь своих целей. Одно из многих усовершенствований включала повышение скорости затвора до 1/2000 секунды. Плюс к тому в камере было установлено более широкое зеркало, позволявшее видеть полную картинку, добавлена сменная задняя стенка для перемены кассет на ходу, индикатор готовности вспышки. Продвижение плёнки вперёд на кадр осуществлялось быстрее с помощью усовершенствованного рычага, кнопка спуска была перемешена на другое место. Был добавлен счётчик кадров в виде индикатора, рычажок быстрой перемотки и другие характеристики. Ф2 шёл с объективом Никкор f/1.4 и по каталогу стоил 550 долларов.
Аппараты Никон стали сигналом, что Япония готова наводнить рынок продукцией превосходного качества. Подобно телевизорам Сони, часам Сейко, а потом и автомобилям, их товары заставили европейские и американские компании включиться в конкурентную гонку, что до этого им было совершенно чуждо. Потом и корейские фирмы типа Самсунг, Хюндэй, Эл Джи Электроникс стали тоже утверждаться на рынках. Кэнон, Минолта и другие производители камер воспользовались репутацией Никона и добавили похожие характеристики к своим аппаратам. Токийский Олимпус довольно поздно вступил на уже достаточно густонаселенный рынок зеркальных аппаратов.
Cannon Dial 35. Ок. 1963. Cannon K.K., Токио.

Камера вошла на рынок как аппарат, снимавший на половину 35 миллиметрового кадра.
Её отличие состояло в том, что она была сделана в вертикальном исполнении.
Это хорошо подходило для съёмок на половину кадра.
Сходство с телефонным диском, окружавшим объектив и несущим пиктограммы для различных условий освещенности, подсказало камере название.
В аппарате имелся пружинный заводной механизм перемотки пленки.
Он располагался под камерой и служил рукояткой, что делало её похожей на входившие тогда в моду кинокамеры.
Объектив Zoomar. Ок. 1959. Zoomar Inc, Глен Коув, шт. Нью-Йорк.

Линзы Зумар позиционировались как «первый в мире и единственный зум-объектив для зеркальных камер».
Первая версия объектива варьировалась с 36 до 82 см и имела диафрагму f/2.8. Она могла использоваться только с коробкой Voigtlander Bessamatic. Это был один из первых в мире аппаратов со сдвоенным замером света.
Камера была полностью автоматической и была снабжена функцией предварительной настройки. Как это потом станет стандартом, фокус наводился при широко раскрытых линзах, а потом при лёгком нажатии на спуск останавливался на предварительно установленном значении диафрагмы.
В 1959 году объектив Зумар для камеры Фойхтляндер стоил 298 долларов. Линзы, подходящие к другим зеркальным камерам с фокальным затвором стоили 318 долларов. В тот год сама коробка Voigtlander стоила 220 долларов.
Катадиоптрический объектив Questar CAT 3 ½ дюйма. Ок. 1962. Questar Corporation, Нью-Хоуп, шт. Пенсильвания.

Появление в 1954 году астрономического объектива Квестар явилось кульминацией восьмилетнего проекта приложения катадиоптрического дизайна советского инженера Дмитрия Максутова к коммерческому продукту. Результатом явилось создание трёх с половиной дюймового объектива с фокусным расстоянием в семь футов, расположившегося внутри трубы длиной восемь дюймов. Для астрономов-любителей, не имевших у себя места для установки настоящего телескопа или тех из них, кто хотел захватить такой прибор с собой подальше от городских огней, Квестар стал осуществившейся мечтой. За тысячу долларов без пяти эту мечту вам доставят с завода в Пенсильвании. Звездочёт получал прибор в отороченном кожей кофре ручной работы с телескопом Квестар и всем необходимым для изучения ночного неба, включая синхронный часовой драйв. В качестве камеры для своего объектива фирма Квестар предпочла Никон из-за его плавного срабатывания и сменных видоискателей. Позже к комплекту добавили замок для зеркала с целью снижения вибрации. Никон для Квестара стоил 250 долларов. Сочетание камеры с телескопом могло использоваться и для наземной фотографии. Стало возможным издалека снимать диких животных и делать снимки других сверх отдаленных объектов. С трубами-удлинителями и двумя линзами от Барлоу фокусное расстояние достигало 450 футов.
Аппараты Никон стали сигналом, что Япония готова наводнить рынок продукцией превосходного качества. Подобно телевизорам Сони, часам Сейко, а потом и автомобилям, их товары заставили европейские и американские компании включиться в конкурентную гонку, что до этого им было совершенно чуждо. Потом и корейские фирмы типа Самсунг, Хюндэй, Эл Джи Электроникс стали тоже утверждаться на рынках. Кэнон, Минолта и другие производители камер воспользовались репутацией Никона и добавили похожие характеристики к своим аппаратам. Токийский Олимпус довольно поздно вступил на уже достаточно густонаселенный рынок зеркальных аппаратов.
Olympus OM-1. Ок. 1973. Olympus Optical Company, Ltd. Токио.

Аппарат ОМ-1 был великолепным образчиком эффективности и миниатюризации и быстро стал звездой индустрии камер.
В дизайне Олимпуса были последовательно учтены уроки, полученные от его полу кадрового 35 мм прибора Pen F. Будучи намного меньше и легче чем модели от Асахи, Кэнона, Минолты и Никона, камера имела более яркий видоискатель и тихий фокальный затвор со скоростью в 1/1000 сек.
Фирма Олимпус вначале вошла на сцену с довольно ординарным аппаратом, но ОМ-1 принёс ей настоящий успех. Камера стала началом целой системы с дюжиной объективов Zuiko (от рыбьего глаза 8мм f/2,8 до телевика 1200мм f/14), с приводными моторами, магазином на 250 кадров и всякого рода другими аксессуарами…. Последующие модели ОМ включали такие улучшения, как полностью автоматическую экспозицию и даже ещё больше аксессуаров.
Canon Sure Shot AF35M. Ок. 1979. Canon Inc, Токио.

Аппарат, названный «верным попаданием» в Америке был введен на рынок фирмой Кэннон в 1979 году.
В Японии камера стала известна под названием «Auto Boy».
Это была первая камера с инфракрасным наведением на резкость, то есть с активной системой автофокусировки.
Аппарат сам испускал пучок света, преобразовывающийся внутри него в инфракрасный импульс и получал отражённый свет от снимаемого объекта, замеряя расстояние до него. Этот сигнал ограничивался двадцатью семью футами. За этой границей фокус просто ставился на бесконечность. Стратегия фирмы Кэнон, заключавшаяся в том, чтобы дать аппарату своё имя, а не только номер положила начало тренду наименования камер.