Страницы кровавой истории французской революции.

Республика виновна в преступления против человества, совершённых ею для установления своей власти
(Отрывок из книги ” Краткое изложение истории Франции, составленное по материалам
исторических исследований” (автор Франсуа-Рене де Шатобриан), опубликованный в 1836 году)
Это был период зверств, совершенных под эгидой Первой республики, родившейся в сентябре 1792 года. Время Террора, который, в частности, породил знаменитый Революционный трибунал, отправивший на смерть людей, более чем на 80% принадлежавших к третьему сословию, а не к дворянству или духовенству, В 1836 году Шатобриан написал в своем “Абрисе истории Франции”, что мир впервые увидел “трусливое и безжалостное зрелище узаконенного массового убийства женщин и детей”, что это перекликается с красноречивыми рассказами современников о гнусных условиях содержания и казни.

Мадам Ролан ведут в Революционный трибунал. (Эпоха Террора). Гравюра из “Истории Франции” автор Анри Мартен.
По мнению Шатобриана, если проследить историю этой революции по ее преступлениям, не добавляя ни слова, ни одной мысли к тексту, просто собрав воедино все ужасы, которые были сказаны и совершены в Париже и провинциях в течение четырех лет, эта голова Медузы отбросила бы человеческий род на столетия назад, к самым границам рабства.
Первый выпуск “Бюллетеня законов” содержит декрет об учреждении Революционного трибунала: этот декрет остается во главе данного сборника, но, полагаю, не для использования в свое время, а в качестве устрашающей надписи, выгравированной на фронтоне Храма законов, чтобы пугать законодателя и внушать ему ужас перед несправедливостью. В этом декрете говорится, что единственным наказанием, которое может вынести Революционный суд, является смертная казнь. Статья 9 разрешала любому гражданину схватить заговорщиков и контрреволюционеров и доставить их к мировым судьям; статья 13 обходилась без свидетельских показаний, а статья 16 лишала заговорщиков права на защиту. Апелляция из этого трибунала не подавалась.
![]() Мария – Антуанетта перед Революционным трибуналом. Гравюра из Histoire de la Révolution française, автор Adolphe Thiers (1850) |
Это великое основание, на котором должно покоиться наше восхищение: слава революционному равенству! Слава пещерной справедливости! Теперь давайте посмотрим на деяния этого правосудия. Республиканец Прюдомм, который не ненавидел Революцию и писал, когда кровь жертв ещё не остыла, оставил нам шесть томов подробностей. Два из этих шести томов посвящены словарю, в котором каждый преступник перечислен в алфавитном порядке с указанием фамилии, имени, возраста, места рождения, статуса, места жительства, профессии, даты и причины осуждения, дня и места казни. Среди гильотинированных было 18 613 жертв, которые распределились следующим образом:
Бывшие дворяне: 1 278
Дворянки: 780
Жены фермеров и ремесленников: 1 467
Монахини: 350
Священники: 1 135
Недворяне из разных штатов: 13 633
ИТОГО: 18 613
Женщины, умершие в результате преждевременных родов: 3 400
Беременные женщины, умершие при родах: 348
Женщины, убитые в Вандее: 15 000
Дети, убитые в Вандее: 22 000
Всего смертей в Вандее: 900 000
Жертвы под проконсульством Каррьера в Нанте:
32 000 (из них дети расстреляны: 500;
дети утоплены: 1 500;
женщины расстреляны: 264;
женщины утоплены: 500;
священники расстреляны: 300;
священники утоплены: 460;
дворяне утоплены: 1 400;
ремесленники утоплены: 5 300)
Жертвы в Лионе: 31 000
(…)
Для исполнения “закона о подозреваемых” от 21 сентября 1793 года по всей Франции было создано более пятидесяти тысяч революционных комитетов. По подсчетам члена Конвента Камбона, они обходились ежегодно в пятьсот девяносто один миллион (ассигнатов). Каждый член этих комитетов получал три франка в день, а их было пятьсот сорок тысяч; они были пятьюстами сорока тысячами обвинителей, имевших право приговаривать к смертной казни. В одном только Париже было шестьдесят революционных комитетов, каждый из которых имел свою собственную тюрьму для содержания подозреваемых.
Заметьте, что в реестре смертей фигурируют не только дворяне, священники и монахи; здесь 18 923 человека недворянского происхождения, разного состояния, а также 2 231 жена крестьян или ремесленников, 2 000 детей, гильотинированных, утопленных и расстрелянных. В Бордо людей казнили за то, что они были торговцами.
Далее.
