КАК ШВЕЦИЯ СТАЛА ” ПРИСТАНИЩЕМ” ДЛЯ МАФИОЗНЫХ БАНД И СТОЛИЦЕЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ЕС НА ФОНЕ РАСТУЩЕЙ МИГРАЦИИ: ПОЛИЦИЯ И ПОЛИТИКИ ГОВОРЯТ, ЧТО СТРАНА НАХОДИТСЯ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ.
В течение одной ночи в прошлом году в Швеции были убиты три человека – три из многих жестоких нападений, которые потрясут страну в 2023 году. Первой жертвой стал 18-летний юноша, который был застрелен в пригороде Стокгольма 27 сентября. Всего несколько часов спустя один человек был убит и еще один ранен в результате стрельбы в Йордбро, к югу от города.
Затем, как будто двух убийств было недостаточно, Соха Саад – 24-летняя воспитательница детского сада, жившая с братом и родителями, – погибла в результате взрыва в Уппсале, к западу от Стокгольма, рано утром 28 сентября. После этого один из соседей описал взрыв как “сцену войны” и “нечто, что можно увидеть в новостях из Афганистана”. Насилие, разразившееся в регионе за эти 12 часов, попало в заголовки международных газет, но для многих жителей Швеции не стало неожиданностью.
В серии интервью шведские ученые, политик и высокопоставленный офицер полиции рассказали MailOnline о многогранном кризисе, описав нацию, находящуюся в кризисной точке и плохо подготовленную к борьбе с масштабами насилия.

Швецию назвали “убежищем” для мафиозных банд в связи с ростом миграции. В прошлом выступления против иммиграции приводили к столкновениям между группировками и полицией (на фото), которой приходится бороться с растущим уровнем насилия со стороны банд.

Полицейские фургоны горят на фоне столкновений между протестующими и полицией в 2022 году

Дым от горящих шин, поддонов и фейерверков во время беспорядков полиции с несколькими сотнями протестующих в районе Розенгард в Мальмё, Швеция, 28 августа 2020 г.
Яле Польяревиус, старший офицер полиции и начальник отдела разведки шведского региона Митт, рассказал MailOnline о “смертоносном насилии” как об “очень серьезном”. По его словам, хотя сегодня ситуация с бандитизмом несколько улучшилась по сравнению с “черным сентябрем”, время новой вспышки насилия может быть непредсказуемым.
“Это был плохой период в Швеции – сентябрь-октябрь прошлого года. Сегодня ситуация немного лучше, но все равно очень небезопасно, потому что в любой момент может подняться новая волна насилия”, – сказал он.- Иногда мы арестовываем членов банд, а когда их сажают, образуется вакуум, и тогда новые члены банд пытаются занять их место”, – сказал он. Тогда “они воюют друг с другом, и возникают новые перестрелки и новый взрыв насилия”.
Смертоносное насилие, связанное с враждой между преступными группировками, в последние годы обострилось на фоне высокого уровня миграции в страну. В стране произошли сотни перестрелок и несколько взрывов – в результате одной из перестрелок на этой неделе погиб рэпер Си Гамбино, получивший награду. Полиция, которая утверждает, что 62 000 человек связаны с криминальными структурами в стране, заявила, что подозревает, что нападение было связано с бандой. Тем временем доля незападного населения Швеции выросла с 2 до 15 процентов всего за 20 лет.
Зарубежные мафиозные группировки называют страну “убежищем” для своей деятельности, а организованные преступные группировки проникают в бизнес и находят способы контрабанды в страну оружия военного образца. В ответ шведская полиция получила новые полномочия – например, возможность объявлять “зоны посещения” или “безопасные зоны”, в которых полицейские имеют больше временных полномочий для увеличения своего присутствия, а также для обыска людей, домов и транспортных средств. Но многие, в том числе и в правительстве, зашли так далеко, что призывают полностью закрыть границы Швеции для просителей убежища.
Легко понять, почему некоторые призывают к радикальным мерам. Сентябрь 2023 года был особенно кровавым месяцем: всего за 20 дней было зарегистрировано более 40 эпизодов насилия и 12 смертей, за что его прозвали “черным сентябрем”. За весь 2023 год в Швеции, где проживает около 10,5 миллиона человек, в результате перестрелок погибли 53 человека. В 2022 году эта цифра составляла 62 человека, а уровень убийств на душу населения в Стокгольме был примерно в 30 раз выше, чем в Лондоне.
Убийства превратили Швецию, долгие годы воспринимавшуюся со стороны как мирное скандинавское государство всеобщего благоденствия, в столицу убийств с применением огнестрельного оружия в Европейском союзе. Гангстеры устраивают личные разборки друг с другом – или нанимают молодых людей для выполнения грязной работы. Почти половина подозреваемых в убийствах с применением огнестрельного оружия в 2022 году была в возрасте от 15 до 20 лет – молодые люди, подготовленные бандами, которые, как показывает статистика, в основном состоят из иммигрантов второго поколения. Молодые киллеры признаются, что их нанимают стрелять и убивать соперников, платя за это до миллиона крон (около 73 000 фунтов стерлингов) или всего несколько тысяч.
Эксперты говорят, что насилие вызвано целым рядом факторов: Войны за территорию между бандами, растущий рынок наркотиков, приток оружия на рынок, растущее неравенство, высокий уровень иммиграции, а также неспособность мигрантов интегрироваться в общество. Но деятельность банд в Швеции не ограничивается уличным насилием и наркотиками. Организованная преступность в стране также набирает обороты: многие банды занимаются мошенничеством. В целом этот вопрос вызывает неудобные дискуссии.
За последние три десятилетия богатое государство приняло больше просителей убежища, бежавших с Ближнего Востока и Балкан, чем многие другие европейские страны. Это усилило позиции правых политиков в стране, в то время как у левых остается ощущение, что они не хотят очернять иммигрантов и другие уязвимые группы населения. Одни утверждают, что существует прямая связь между миграцией и преступностью в стране, другие – что именно неравные условия, в которых находятся или воспитываются мигранты и другие люди, толкают молодежь в банды. Тем не менее, обе стороны сходятся во мнении, что в условиях растущего неравенства не удалось интегрировать в жизнь страны большое количество вновь прибывших. Однако вопрос о том, как решить эту проблему, по-прежнему вызывает разногласия.

Полицейские на месте взрыва в Упсале 28 сентября 2023 года. В результате взрыва погибла 24-летняя Соха Саад,

24-летняя Соха Саад была убита рано утром 29 сентября, когда в ее доме в шведском городе Упсала прогремел взрыв. Предполагается, что истинной целью нападения были ее соседи через дорогу, но ответственные за это лица ошиблись домом.

Виден ущерб, нанесенный дому Сохи Саад в Уппсале утром 29 сентября после того, как она погибла в результате взрыва бомбы. Она стала третьим человеком, погибшим в результате бандитских разборок той ночью.

Полицейские у дома Сохи Саад после взрыва, прогремевшего в сентябре.

В новостях показывали разрушения, вызванные взрывом в Упсале.
Насилие стало распространяться и на более благополучные районы Швеции, но самые жестокие убийства по-прежнему происходят в бедных общинах мигрантов. Многие иммигранты, въезжающие в Швецию, оказываются в этих пригородах, то есть первое, второе и третье поколение мигрантов воспитывается в городах-спутниках и муниципальных районах, расположенных на окраинах главных городов страны.
Там у людей меньше экономических перспектив, растет социальное неравенство и, как следствие, им сложнее интегрироваться в общество. Банды часто заполняют эту пустоту. Для банд это идеальные условия для вербовки: по статистике, большинство подозреваемых в стрельбе – молодые люди с иностранным происхождением, которые часто являются иммигрантами в первом или втором поколении, а значит, и гражданами Швеции.
Гёран Адамсон, политический консультант и доцент Лондонской школы экономики (LSE), заявил MailOnline, что существует четкая связь между миграцией и преступностью банд в Швеции. Ссылаясь на свое исследование 2020 года “Мигранты и преступность в Швеции в XXI веке”, он говорит, что вероятность того, что кто-то из мигрантов будет вовлечен в преступную деятельность или станет подозреваемым в ней, в два, три или даже четыре раза выше, чем у обычного шведа.
“Когда некоторые люди говорят, что между миграцией и преступностью нет никакой связи, они говорят неправду”, – сказал он, добавив: “Об этом говорят данные Агентства по предотвращению преступности […] это лишь голая статистика”. Он продолжил: “В пригородах происходит много стрельбы и убийств, и в основном они связаны с бандами. Я бы сказал, что на 99 процентов это связано с бандами”. Если в пригороде Стокгольма стреляют в человека, которому еще не исполнилось 20 лет, или стреляют в двух человек, вы можете быть уверены, что это члены одной банды, которые убивают членов другой банды, но это все еще молодые ребята”.
Манне Герелл, доцент криминологии в Университете Мальмё, рассказал MailOnline, что в целом преступность в Швеции имеет тенденцию к снижению. По его словам, в стране существует “очень большая проблема с насилием”, в основном связанная с бандами. Однако теперь все больше людей попадают под перекрестный огонь, когда войны за территорию и вендетты выплескиваются из маргинальных пригородов Швеции.