А сёдня помер.
Дейли Мейл несколько минут назад сообщила:
Двойной агент Олег Гордиевский умер в возрасте 86 лет. Бывший британский «крот», сливавший российские секреты, скончался в доме в Суррее. Он перешёл, вернее был привезён в багажнике машины на сторону врага СССР в в 1970-х годах.
В багажнике наш крот ехал, конечно, не в военной форме, но с примерно таким лицом.

Гордиевский считался самым ценным британским шпионом в российских спецслужбах и на протяжении многих лет сливал информацию как в MI6, так и в MI5.
Он мирно скончался в своем доме в Суррее, сообщает BBC. Контртеррористическая полиция помогает коронеру, но его смерть не рассматривается как подозрительная. Гордиевский жил в Суррее под охраной полиции с тех пор, как Москва заподозрила его в 1985 году. Он едва избежал ареста, суда и расстрельной команды, тайно переправившись через границу в Финляндию в багажнике автомобиля. До того как стать шпионом, Гордиевский три года томился на кабинетной работе в штаб-квартире КГБ в Москве.

И когда в 1981 году ему предложили должность в лондонском отделении КГБ, он ухватился за эту возможность. В начале восьмидесятых Гордиевский работал под прикрытием на КГБ - советскую секретную службу - в Лондоне, отправляя отчеты в Москву. Но он также дерзко шпионил для Запада. Лондонская резидентура была одной из самых активных в мире, и ему предстояло работать с секретами первой важности.
Он демонстрировал энтузиазм, угодливость и притворное смирение перед начальником, чье решение было принято, - крайне неприятным персонажем по кличке Крокодил. Гордиевский его ненавидел. Но его подхалимство сработало. Его назначили в советское посольство в Лондоне, якобы на дипломатическую должность советника, а на самом деле - заместителя главы размещенного там отделения КГБ.

Долгие годы ходили слухи о «Пятом человеке», нераскрытом члене печально известной кембриджской шпионской группировки, состоявшей из Берджесса, Маклина, Филби и Бланта. Гордиевский подтвердил, что это был Джон Кэрнкросс, бывший офицер МИ-6.

Он смог назвать имя советского шпиона, обнаруженного в 1946 году, но так и не идентифицированного официально, - Лео Лонг, бывший офицер разведки, и что итальянский физик-ядерщик Бруно Понтекорво, работавший над британскими исследованиями атомной бомбы в военное время, добровольно предоставил свои услуги КГБ за семь лет до своего дезертирства в СССР в 1950 году. Он также положил конец давней теории заговора, на которую было потрачено много сил в спецслужбах, - о том, что Роджер Холлис, бывший шеф МИ-5, был советским «кротом». Самое главное, Гордиевский также положил конец беспокойству МИ-6 по поводу текущих операций.
В МИ-6 ожидали узнать, что в Британии существует обширная сеть агентов КГБ, коммунистических шпионов, подобных «кембриджской пятерке», которые пробрались в истеблишмент, чтобы разрушить его изнутри.
Но Гордиевский сказал им, что у КГБ в Британии была лишь небольшая горстка агентов, связных и нелегалов, причем ни один из них не представлял особой угрозы.
Более того, его инсайдерская картина операций КГБ указывала на то, что советский противник MI6 не был непобедимым гигантом из мифов, а был несовершенным, неуклюжим и неэффективным.
Он оставался огромным, хорошо финансируемым и безжалостным, но в его рядах было много временщиков, подхалимов и ленивых карьеристов со слабым воображением.
Добавлю, что я перевёл толстенную книгу про архив Митрохина, которую вы можете полистать в моём блоге. Там О. Гордиевский упоминается очень часто.
Best blog in all Montreal: Mitrokhin Papers
Две части этой книги посвящены операциям против Англии. Часть ПЕРВАЯ.
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ОПЕРАЦИИ ПРОТИВ БРИТАНИИ В ЭПОХУ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
Часть 1: После «великолепной пятерки»
Операции советской разведки в Великобритании, начиная с 1930-х годов, делятся на три отдельные фазы. Во-первых, был золотой век, начатый “великими нелегалами”, в течение которого КГБ собирал лучшие разведданные (даже если не всегда понимал их), чем любая другая враждебная разведка в истории Великобритании. Затем наступил серебряный век 1950-х и 1960-х годов, в котором было меньше успехов в разведке, хотя они все еще были значительными. Третий этап, в 1970-1980-х годах, в лучшем случае можно назвать бронзовым веком, с небольшим количеством крупных успехов и впечатляющими провалами. Далее по ссылке выше.
Часть ВТОРАЯ.
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ. ОПЕРАЦИИ ПРОТИВ БРИТАНИИ В ЭПОХУ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ.Часть 2.
Часть 2: После «операции FOOT»
Несмотря на публичное выражение Москвой праведного негодования после высылки 105 сотрудников КГБ и ГРУ из Лондона в сентябре 1971 года, Центр знал, что потерпел катастрофу в области связей с общественностью.
Центральным элементом кампании активных мер по перелому в работе британской разведки и дискредитации британских высылок был Ким Филби, находившийся не в том состоянии, чтобы появляться на публике.
После публикации его мемуаров в 1968 году КГБ, похоже, не нашло для него дальнейшего применения, и Филби скитался по России в почти самоубийственных запоях, в результате которых он иногда не понимал, где находится, не зная, ночь сейчас или день. В начале 1970-х годов его медленно вытащила из алкогольного забытья Руфа, о которой он сказал, что она – “женщина, которую я ждал всю жизнь”. 1
Хотя после операции FOOT Центр, несомненно, правильно рассудил, что Филби все еще не в состоянии дать пресс-конференцию, он использовал пространное интервью с ним в “Известиях” 1 октября 1971 года, чтобы осудить “клеветнические утверждения правой буржуазной британской прессы” о том, что советские чиновники, высланные из Лондона, занимались шпионажем. В разительном контрасте с гораздо более утонченным тоном мемуаров Филби, опубликованных тремя годами ранее, интервью повторяет ряд стереотипных обличений британских “правящих кругов”: “… Далее.