
К биде не простому, а золотому.
Даже традиционно демократическая, читай левацкая Нью-Йорк Таймс даёт Зеле поджопника, публикуя обширную статью под заголовком:
Правительство Зеленского саботировало надзор, позволив коррупции процветать.
Вступление переводчика:
C началом СВО западные союзники Киева оказались перед неразрешимой дилеммой, как дать киевскому режиму денюх, чтобы этот самый режим не скоммуниздил большую часть. Дилемма, естественно, разрешилась, как и должна была решиться - деньги с3,14здили.
Мой перевод статьи из НЙТ
Украинские лидеры обвиняют независимых советников в том, что они не смогли предотвратить коррупцию. Расследование Times показало, что администрация президента Владимира Зеленского сама устранила защитные механизмы.
Ставки были высоки, потому что жизненно важные военные отрасли Украины — распределение электроэнергии, закупки оружия и атомная энергетика — контролировались государственными компаниями, которые долгое время служили копилками для элиты страны.

Президент Владимир Зеленский (в центре справа) на атомной электростанции в Хмельницкой области на западе Украины в феврале. Фото: Алекс Бабенко/Associated Press
Чтобы защитить свои деньги, Соединенные Штаты и европейские страны настаивали на надзоре. Они потребовали от Украины разрешить группам внешних экспертов, известным как наблюдательные советы, контролировать расходы, назначать руководителей и предотвращать коррупцию.
Как показало расследование New York Times, за последние четыре года украинское правительство систематически саботировало этот надзор, позволяя процветать коррупции.
Администрация президента Владимира Зеленского заполнила советы лояльными людьми, оставила места пустыми или вообще заблокировала их создание. Лидеры в Киеве даже переписали уставы компаний, чтобы ограничить надзор, сохранив контроль за правительством и позволив тратить сотни миллионов долларов без постороннего вмешательства.
Наблюдательные советы выполняют важную надзорную функцию, позволяя независимым экспертам, как правило, из других стран, тщательно анализировать важные решения, принимаемые в украинских государственных компаниях.

Штаб-квартира «Энергоатома» в Киеве, столице Украины. Государственная компания находится в центре коррупционного скандала. Фото: Николь Тунг для The New York Times
К концу 2021 года срок полномочий совета директоров «Укрэнерго» истекал. Европейские и украинские чиновники начали проводить встречи, чтобы обсудить кандидатуры новых членов. По словам европейских чиновников, в то время они не осознавали этого, но теперь считают, что украинское правительство захватило контроль над советом директоров и тем самым создало модель поведения, которую можно использовать в отношении других компаний.
Первые признаки того, что что-то не так, появились после того, как Европейский союз, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития представили свой короткий список кандидатов.

Вместо того чтобы выбирать исключительно из этого списка, Министерство энергетики Украины под руководством г-на Галущенко настояло на том, чтобы одно из мест занял Роман Пионковский, польский эксперт в области энергетики, который работал над консультационными проектами в Украине, сообщили два чиновника. Они сказали, что г-н Пионковский прошел собеседование на эту должность, но получил слишком низкую оценку, чтобы попасть в короткий список.

Западные чиновники были удивлены, но приняли кандидатуру г-на Пионковского в качестве одного из четырех иностранных экспертов. Новый совет вступил в должность в декабре 2021 года.
Затем «Укрэнерго» столкнулось с непрерывными атаками на энергетическую инфраструктуру.
Под руководством г-на Кудрицкого «Укрэнерго» круглосуточно проводило ремонтные работы, что позволило компании поддерживать энергоснабжение страны. Компания также стала надежным партнером для западных доноров, которые в первые годы войны предоставили ей 1,7 миллиарда долларов в виде кредитов и грантов.
Политическое давление продолжалось, сказал г-н Кудрицкий. Правительственные чиновники обвинили его в неспособности защитить энергетическую инфраструктуру. Хотя он имел поддержку европейских стран, он столкнулся с г-ном Галущенко, который хотел его увольнения. На этот раз г-н Кудрицкий не имел защиты совета директоров. Один иностранный член совета ушел в отставку по личным причинам, и правительство так и не заполнило эту вакансию, в результате чего количество иностранных экспертов и представителей государства оказалось равным.

Этого равенства голосов должно было быть достаточно, чтобы сохранить должность г-на Кудрицкого. Но г-н Пионковски, польский эксперт, встал на сторону украинцев и проголосовал за его увольнение.
Г-н Пионковски отстаивал свою независимость. Он заявил, что не принимает указаний из Киева. По его словам, он проголосовал за увольнение, потому что г-н Кудрицкий неоднократно вводил правление в заблуждение. Он не предоставил подробностей.
Два других иностранных члена совета ушли в отставку в знак протеста, выпустив заявление, в котором назвали увольнение «политически мотивированным».
Но европейские доноры — банки, центральные правительства и международные институты, которые помогают финансировать Украину — практически ничего не предприняли. Банк реконструкции заморозил новые выплаты «Укрэнерго», но выполнил текущие обязательства. По словам четырех европейских чиновников, в европейских столицах никто не хотел отзывать финансовую поддержку и создавать впечатление, что они отворачиваются от Украины.
Г-н Кудрицкий заявил, что все это не имело никакого отношения к энергетической политике. По его словам, Министерство энергетики хотело облегчить коррупцию и сделать ее бесконтрольной.
Например, по словам г-на Кудрицкого, один из мужчин, которого он отказался нанять, сейчас находится под следствием по делу «Энергоатома» и, по сообщениям, покинул Украину.
А г-н Галущенко недавно ушел в отставку на фоне расследования его роли в этом скандале.
За кулисами скандала
Пока г-н Галущенко пытался захватить контроль над «Укрэнерго», он также продвигал крупный план расходов в «Энергоатоме». Он хотел купить у Болгарии два старых ядерных реактора российской конструкции. Г-н Галущенко хотел переместить их на атомную электростанцию на западе Украины, вернуть их к жизни и подключить к энергосистеме.
«Энергоатом» рассчитывал на помощь западных партнеров в финансировании этого проекта стоимостью 600 миллионов долларов. Западные доноры и антикоррупционные организации сразу же раскритиковали эту идею. По их мнению, проект имел все признаки растраты средств в одной из самых коррумпированных государственных компаний Украины.
Проект по реакторам был разработан как раз в тот момент, когда украинское правительство утверждало первый наблюдательный совет «Энергоатома». Новый член совета, Тим Стоун, британский бизнесмен с опытом работы в сфере финансов и атомной энергетики, заявил, что планировал инициировать пересмотр проекта, который он назвал «реакторами Франкенштейна».

Однако украинские власти заблокировали контракты совета. Киев обвинил в этом споры по поводу оплаты и страхования. Европейские чиновники и некоторые украинские законодатели заявили, что видят другую причину.
«Они понимали, что как только начнут работу наблюдательного совета, могут потерять контроль», — сказал Алексей Мовчан, депутат от партии Зеленского, который выступал за создание независимых советов. «Они не хотели терять контроль».
Пока совет «Энергоатома» оставался бездействующим, по словам антикоррупционных следователей, украинские чиновники организовывали в компании схему откатов на 100 миллионов долларов.
12 декабря 2024 года, примерно через год после того, как совет должен был начать работу, послы из числа главных союзников Украины, включая США и Великобританию, оказали давление на правительство с целью формирования совета.
«Это особенно важно в связи с тем, что «Энергоатом» рассматривает новые крупные долгосрочные финансовые инвестиции и обязательства», — говорится в письме, полученном The Times.
Поскольку состав совета директоров так и не был определен, доктор Стоун ушел. «Все это было просто полным гнездом крыс», — сказал он.
Когда Украина в январе окончательно сформировала совет директоров, место доктора Стоуна осталось вакантным, в результате чего совет директоров оказался расколотым — два иностранных эксперта и два украинских представителя.
Сделка по реактору приостановлена и не является предметом расследования о коррупции. Но в результате раскола в совете директоров «Энергоатом» оказался практически бессилен в борьбе с коррупцией. Он не мог сменить топ-менеджеров компании, один из которых был отстранен от должности в ходе расследования о взяточничестве.
Восемь человек, в том числе бывший деловой партнер Зеленского, обвиняются в этом деле в хищении, отмывании денег и незаконном обогащении. Правая рука Зеленского уволилась после обыска в его доме, но обвинения ему не предъявлены. Бывший вице-премьер был обвинен в присвоении более 1,3 миллиона долларов.
Накануне первого заседания совета Министерство обороны переписало устав закупочной организации, предоставив себе полномочия по найму и увольнению главы агентства. Совет протестовал против вмешательства и продлил контракт г-жи Безруковой еще на один год.
Администрация Зеленского не сдалась. Когда иностранный эксперт подал в отставку, оставив в совете двух иностранцев и двух представителей правительства, у администрации появилась возможность. Она уволила двух членов правительства, оставив совет без кворума.Полномочия были переданы Министерству обороны. Г-жа Безрукова была уволена в начале этого года.
«Наблюдательные советы — это просто витрина, — сказала она в интервью. — Они нереальны».
Министерство обороны не ответило на запросы о комментарии. Оно заявило, что действовало законно и в интересах улучшения закупок оружия.
Действия правительства против агентства по закупкам совпали с возвращением Трампа к власти и постепенным выходом Вашингтона из войны. По словам европейских чиновников, этот сдвиг ободрил украинские власти снять антикоррупционные ограничения.
Администрация Зеленского тихо установила контроль, переписав уставы государственных компаний, в том числе «Укрэнерго», чтобы наделять себя новыми полномочиями или изменить процесс голосования. Правительство также безуспешно пыталось лишить антикоррупционных агентств полномочий, пока те проводили расследование в отношении «Энергоатома».
В связи с уходом США Европа осталась одна на один с проблемой коррупции в Киеве. Но пока что «европейцы создают благоприятную среду для такого рода отступлений», сказал Тайсон Баркер, бывший сотрудник Госдепартамента, курировавший восстановление экономики Украины.
Европейская комиссия, административный орган Европейского союза, в этом году незаметно заказала отчет о рисках коррупции в энергетической отрасли Украины. В копии отчета, полученной The Times, содержится предупреждение о «постоянном политическом вмешательстве». В отчете, подготовленном некоммерческой исследовательской группой Ukrainian Facility Platform, в качестве критической проблемы выделено подрывание Киевом деятельности наблюдательных советов.
Пресс-секретарь Европейского союза заявила, что чиновники оказали давление на Украину с целью реформирования государственных предприятий. По ее словам, нет никаких доказательств нецелевого использования средств Европейского союза.

Она не коснулась того, что выявило расследование о коррупции в Украине.
Зеленский пытался дистанцироваться от разгорающегося скандала. В ответ на полемику его премьер-министр опровергла любое вмешательство правительства в работу наблюдательного совета «Энергоатома». Она обвинила совет в том, что он не пресек коррупцию.
И уволила всех его членов.
Авторы:
Репортаж из Киева. 5 декабря 2025 года.
Перепечатано из моего блога. Там больше картинок с надписями к ним.
Правительство Зеленского саботировало надзор, позволив коррупции процветать